Чем дольше отстаиваешь права, тем неприятнее осадок.
Нельзя сказать, чтобы этот мост был таким уж неизвестным: кое-какие сведения о нем встречаются во многих справочниках по Киеву, упоминается он и в газетных публикациях. Но даже те, кто интересуются киевской стариной, о нем не помнят.
читать дальшеХорошо известно, что в 1853 году был открыт первый стационарный мост через Днепр – Цепной, он же Николаевский, который находился примерно на месте нынешнего моста Метро. По нему пролегла дорога из Киева в Чернигов. Но дорога эта вскоре за основным потоком Днепра должна пересекать еще одну, весьма основательную водную преграду – Русановский проток (пролив). Между тем никто из современников строительства Цепного моста, восторженно живописавших его грандиозные конструкции, практически ничего не сказал о его продолжении.
Объясняется это, как оказалось, довольно просто. Дело в том, что Русановского протока ко времени сооружения Цепного моста на проходившей по нему трассе... почти что и не было.
Ответвления Днепра в районе дороги на Чернигов выглядели иначе, нежели теперь.
Самым значительным из таких ответвлений был так называемый «рукав Черторой». К слову, во времена Киевской Руси и в последующие столетия именно он представлял собой основной фарватер Днепра вблизи Киева, но затем, чтобы приблизить течение к городу, его искусственно запрудили и стеснили по нему движение воды. Он огибал Труханов и Долобецкий острова и включал в себя часть нынешней Десенки, Русановский и Венецианский проливы.
Узкий залив от него к югу назывался «Русановский залив». Этот заливчик и цепочка других небольших водоемов представляли собой как бы отверстия в дамбе, по которой от Цепного моста шло шоссе (всего таких отверстий было четыре). Их перекрывали довольно-таки архаичные деревянные мосты, соединявшие капитальный мост с Никольской слободкой.
![](http://picua.org/img/2017-11/10/a7pwt5m21ulfxj9zhz5lsicar.jpg)
Никольская слободка. Фото 1880-х гг. В перспективе видна узенькая переправа
по деревянному мосту. Центральное место занимает приходская Никольская
церковь (та самая, кстати, где в 1910-м венчались Ахматова и Гумилев).
В результате дорога на Чернигов оказалась разорванной. Через нее перебросили новый мост, длиной свыше 200 м, но опять-таки деревянный.
Надеялись дополнительными запрудами Чертороя уменьшить нагрузку на деревянный Русановский мост, но очередные ледоставы и последующие разливы реки вновь и вновь заставляли ремонтировать хлипкое сооружение, с немалым уроном для нормального дорожного движения. Даже солидные мероприятия по упорядочению русла Днепра, проведенные тем же Максимовичем на исходе позапрошлого столетия, не обеспечили стопроцентной надежности деревянного моста.
И тогда улучшением переправы через Русановский проток занялись всерьез. В 1902 году был составлен проект нового капитального моста. Транспортное ведомство поручило его разработку одному из крупнейших в то время специалистов по мостостроению, профессору Петербургского института инженеров путей сообщения Николаю Белелюбскому.
Практически все источники называют в качестве автора проекта Русановского моста только Белелюбского. Однако на оригинале проектного чертежа, который сохранился в архивах, стоят три подписи. Кроме Белелюбского, здесь можно прочесть еще фамилии военного инженера Григория Кривошеина и архитектора Владимира Апышкова. Оба они – также петербуржцы (Кривошеин, в частности, преподавал в столичной Николаевской военно-инженерной академии; впоследствии стал профессором и генерал-майором).
Очевидно, Белелюбский скооперировался с ними вследствие того, что Русановский мост предполагали сделать металлическим. А Кривошеин как раз прекрасно разбирался в металлических конструкциях и в 1901-м совместно с Апышковым принял участие в конкурсе проектов металлического Большого Охтинского моста через Неву. Свежие идеи, примененные в их разработке, пригодились и для киевского моста.
В июле 1903 года проект Русановского моста был утвержден. По смете он должен был обойтись в 527 тысяч рублей.
Осенью того же года работы стартовали. Исполнительное руководство возложили на инженера при округе путей сообщения Александра Зарву. Старый деревянный мост разобрали; движение на Чернигов пустили по временному мосту ниже по течению. В 1904 году установили кессонные опоры (одну посреди протока и две у берегов). К октябрю 1905-го уж надеялись все закончить, но этот год – год сплошных революционных волнений и забастовок – не способствовал производительному труду. В итоге мост сдали в эксплуатацию к осени 1906 года; работы фактически обошлись казне в 700 тысяч рублей.
Новый мост был двухпролетным, с длиной каждого пролета 47,5 саженей (чуть больше 100 м). Характерной особенностью стало выполнение несущих конструкций в виде металлических двухшарнирных арок. Такой способ, уже известный в Европе, в отечественном мостостроении применили впервые. (Правда, в проекте Большого Охтинского моста предусматривались аналогичные двухшарнирные фермы, но его реализация затянулась и была осуществлена только в 1909–1911 годах). Полотно пути изготовили из дерева.
Выглядел мост достаточно эффектно. Его упругие линии напоминали о вошедшем тогда в моду стиле модерн.
Русановский мост не только стал достойным продолжением Цепного на черниговской трассе, но и соединил между собой два пригородных селения, две слободки - Предмостную (в районе станции метро «Гидропарк») и Никольскую (в районе станции «Левобережной»). Молодые обитатели слободок по вечерам в романтической обстановке прогуливались по этому мосту. Задолго до популярного ныне Паркового моста над Петровской аллеей он заслужил наименование «моста поцелуев».
Правда, бесперебойное движение над Русановским протоком продолжалось всего два года. В июле 1908-го деревянный настил моста сгорел дотла, причем были основания подозревать поджог. Пришлось тратить новые деньги на восстановление (впрочем, работы не затянулись: буквально через неделю движение удалось возобновить).
А еще через три года Русановский мост оказался предметом прокурорского расследования. Выяснилось, что при его постройке и ремонте немалые суммы были попросту разворованы. Основное обвинение направили против производителя работ Александра Зарвы. Вскрылись неприглядные подробности: Зарва за взятки принимал у поставщиков бракованные материалы, велась «экономия» за счет качества...
Фельетонист газеты «Киевская мысль» Гарольд писал тогда: «Хорошо первого мая прокатиться за Днепр, за Цепной мост и дальше, за Русановский мост... Это лучшая в Киеве прогулка. Но после разоблачения всех инженерных «панам» Русановский мост обвеян в наших глазах не ароматом поэзии, а ароматом казнокрадства.
И ночь... и любовь... и луна... Влюбленная пара шепчется на Русановском мосту. И вдруг слышится: «Ой, уйдем отсюда поскорее, а то еще в свидетели попадем... Ведь это знаменитый мост, где крали...» – «Но при чем же мы здесь?» – «Все-таки страшно...» Луна прячется за тучу... Над мостом вместо луны показывается тень инженера Зарвы... Влюбленные в испуге спешат оставить Русановский мост... Мост поцелуев и краж...»
Все же движение по мосту успешно продолжалось. В 1912-м по обновленному настилу побежал мототрамвай в Дарницу. Трасса использовалась и в период революции, попала на немецкий план города 1918 года...
Но в 1920-м прямой путь на Чернигов вновь оказался разорванным. На сей раз пострадал в первую очередь Цепной мост: вследствие варварства польских оккупантов он был разрушен так, что изначальную несущую конструкцию решили не сохранять.
Русановский мост также был поврежден, но подлежал восстановлению, и как только в 1925-м инженер Евгений Патон на опорах Цепного соорудил новый мост, и переправа через Русановский проток (приведенная в порядок при участии того же Патона) вновь заняла подобающее место в транспортной схеме города.
![](http://picua.org/img/2017-11/10/5om0sq8y54jxy5s5pmamkdvwo.jpg)
Разрушенный Русановский мост. Фото 1944 г. Обратите внимание
на характерный рисунок ограждения в стиле модерн!
В послевоенный период восстанавливать его уже не стали. Разобрали металлические конструкции, демонтировали остатки пролета. Но перед окончательным уничтожением, в 1945 году, остатки Русановского моста успели запечатлеть в кино.
Дырявое покрытие залатали, и на куске моста разыграли начальную сцену кинофильма о польском антифашистском подполье «Зигмунд Колосовский». Действие происходило как бы в Польше, так что на тумбу у въездного портала (уже демонтированного) установили какую-то статую, рядом – польский плакат. В фильме попали в кадр металлические ограждения моста. Их легко узнаваемый рисунок стал приметой, по которой можно было безошибочно опознать Русановский мост.
Ну, а потом разрушенный мост канул в небытие. Однако к 1965-му был готов новый Русановский мост – простенький, балочной системы. Его изготовили из железобетонных блоков на сухих стыках (блоки стянуты пропущенными во внутренние отверстия пучками проволоки, замоноличенной на концах). В отличие от прежнего Русановского моста, новый лишен дополнительных несущих конструкций и потому имеет длину каждого пролета лишь немногим больше 50 метров, так что потребовались 5 опор (три посреди воды и две у берегов). Теперь по нему мчатся вагоны метро между станциями «Гидропарк» и «Левобережная», а под ним в теплое время снуют прогулочные лодки с расположенной у самого моста лодочной станции Гидропарка.
Металлический Русановский мост можно теперь увидеть только на старых изображениях.
А вот его «брата», очень похожего на погибшее киевское сооружение, можно наблюдать воочию. Только в Санкт-Петербурге.
Там доныне существует Финляндский железнодорожный мост через Неву, выстроенный в 1910–1913 годах. Его проектировали те же авторы – Белелюбский, Кривошеин, Апышков. И, не мудрствуя лукаво, повторили конструктивную схему и архитектурное решение своего Русановского моста.
По сути, Финляндский мост представляет собой как бы два клона Русановского моста (только более широких и соответственно умощненных), между которыми помещен разводной пролет.
Таким вот образом забытый киевский мост напомнил о себе за много сотен километров отсюда.
Михаил Кальницкий
@темы: Интересности, История, Статьи